воскресенье, 17 мая 2009 г.

Да плюньте вы

 На днях коллега спросил меня: «Что в твоем понимании есть культура Казахстана?», чем вогнал меня  в пятиминутный ступор. Ситуацию спасла внезапно всплывшая в голове уличная сцена из жизни «культурной столицы страны», где группа здоровых жигитов самоотреченно лузгала семечки и с упоением победителей плевала на асфальт. Дело было около 9 мая. «Вот это и есть культура нашей страны» - сказал я. 

Общий уровень культуры населения определяется низшим уровнем ее проявления – истина простая, но у нас почему-то постоянно игнорируемая. Если в компании из 20 человек в герметичном помещении один постоянно забывает слить воду в унитазе, запах распространяется на всех. Можно закрывать нос трактатом «История мировой философии», ставить «Гамлета», морщиться и даже со временем адаптироваться к постоянному амбре, однако первая реакция всякого нового гостя будет напоминать о скрытой амбивалентности ситуации.

Казахстан, как и всякое государство – герметичное помещение. Тысячи сверхинтеллигентных людей  ни на йоту не продвинут культурное развитие общества, пока сотни их сограждан плюют на асфальт и лузгают семечки. Поэтому вкладываемые государством деньги  в развитие культуры и искусства практически уходят в никуда. Да, искусству нужна поддержка. Да, деятели культуры вправе требовать к себе особого внимания со стороны государства. Но это вечный бой за место в теплице, в то время как нужно вспахивать поля. 

Писатели, художники, композиторы будут нужны тогда, когда они будут нужны, извините за невероятную глубину мысли. Финансировать необходимо не только и не столько оперы, арии, симфонии, сколько создание новых библиотек и повышение качества образования. Проблема литературы – не в отсутствии хороших писателей, а в недостатке хороших читателей. И это относится ко всем сферам культуры. 

Образование – процесс нескончаемый, занимающий всю жизнь. Соответственно, чем раньше люди начнут получать нужные знания, тем быстрее они достигнут некоего усредненного набора качеств цивилизованного члена общества. К сожалению, у нас этот процесс или начинается слишком поздно, или не начинается совсем. По-другому и быть не может, пока в сельские школы идут преподавать те выпускники вузов, которые сами еле перешагивали порог сессии, будучи студентами.  Знание умножает скорбь, незнание – количество тех, по которым приходится скорбить.

Произведения эпохи пост-модерна, в которой мы имеем счастье жить, просто физически невозможно воспринимать, не имея определенного багажа знаний. Возьмем, к примеру, кино – самое универсальное из искусств. Чтобы понять фильм «2001: Космическая одиссея» Кубрика, нужно знать Ницше, Ницще невозможно отделить от Шопенгауэра, а за тем стоят и Кант, и Платон. 
А если рассматривать современное кино, то тут вообще повальный творческий или прямой плагиат. Тарантино подглядывает у де Пальмы, Коэны  - у Стерджеса, Омирбаев у Трюффо, и так далее. 

Снижение качества образования, как профильного, так и общего, приводит к тому, что заимствования принимаются за оригинал. Но это полбеды. В конце концов, факт даже прямого плагиата говорит о том, что человек знал, где воровал. Беда начинается, когда тот же молодой режиссер снимает на голубом глазу революционную фильму, заново изобретая параллельный монтаж и глубинную мизансцену, а его друзья смотрят, и говорят: «Чувак, ты гений!». И он верит, что он гений. Более того, вера его – самая истовая из всех, потому что он не сомневается. 

Как и ни на секунду не задумывается перед тем, чтобы плюнуть на асфальт Площади Республики. 

P.S. Недавно разговаривали мы с одним известными художником о роли творцов в современном казахстанском обществе. Говорили долго, вроде бы не бестолково и временами даже умно. Закончив свой пламенный спич, живописец затянулся напоследок и бросил окурок на землю прямо перед дверями галереи. 

Теперь нам не о чем говорить. 

15 комментариев:

  1. как в том материале помните? - который вы написали о французской журналистке. Она говорила, что в Алматы делать нечего, кроме как на природу выезжать, вот и вся тебе культура. Нет спроса, не будет и продукта. Сейчас скажешь своим сверстникам: "пойдемте в театр", они ответят: "ты чё сдурел? лучше пойдем водки выпьем, шашлык покушаем, возле речки посидим". Проблема не столько в искусстве, сколько в том, что люди перестали интересоваться тем временем, той эпохой, в которой они живут. Потому что человек в Казахстане сейчас озабочен сиюминутными наслаждениями. Если бы была боль на сердце, если бы было что сказать, был бы и спрос на "культуру," были бы и артисты. Ведь когда тебе есть что сказать о твоей современности, то и плагиат не нужен, все само из тебя выходит, в оригинале, так скажем.

    ОтветитьУдалить
  2. "...Сейчас скажешь своим сверстникам: "пойдемте в театр", они ответят: "ты чё сдурел? лучше пойдем водки выпьем, шашлык покушаем, возле речки посидим..." - как это до боли знакомо...

    ОтветитьУдалить
  3. Честно говоря иногда лучше пойти на речке посидеть, чем в наш театр идти. Почему?
    Потому что настоящий театр предполагает работу ума - после спектакля надо выходить с каким-то осадком и думать о том, что увидел. Не об актерской игре или стоимости декораций, а о том, чего хотел режиссер сказать.
    У меня стойкое ощущение, что наши режиссеры ничего говорить не хотят, ну или просто им нечего сказать.

    ОтветитьУдалить
  4. Тулеген, полностью с вами согласен, но поведение и нормы быдла легко передаются и сверхинтеллигентным людям, когда они видят, что их чистоплюйство никому не нужно.

    ОтветитьУдалить
  5. В том-то и проблема, что у нас развитие так называемого быдла (не люблю это слово) только поощряется.
    Ведь умный народ начнет задавать вопросы. А почему так? А почему ты? А куда мы идем?
    С этой позиции необразованные массы, стремящиеся только потешить свой живот и то, что ниже - очень выгодная субстанция. Напоил-накормил, в рот соску обещаний вставил, и готово.

    ОтветитьУдалить
  6. Я живу в доме где 9 этажей. Курю на балконе и окурки собираю в пепельницу. Но никто из оставшихся 8ми этажей этого не делает. В результате этого на газоне скоро будет гора окурков. Смысл напрягаться и очишать каждый день пепельницу и газон нет смысла убирать т.к. наутро все повторяется. Ответь я лишний в этой стране или страна не для меня?

    ОтветитьУдалить
  7. Я не курю. Вообще. (Единственной сигаретой стала тонкая Вог - и все из-за поцелуя. Повелся, с кем не бывает).
    Поэтому не сталкивался с вышеописанной проблемой.
    Последние два года мне стыдно выкидывать мусор на тротуар. Хорошо, что там, где я живу (Астана), много урн. Даже если рядом не оказывается, "храню" в кармане, пока не достигню "пункта назначения".
    Даже, если я один. Даже, если никто не увидит.
    МНЕ приятно, что я не мусорю.
    Про некоторых говорят: "Где живет, там и ср..т"... И я не хочу быть таким...

    Мои братишки теперь стыдятся выкидывать мусор на улице. Я для них пример. Кстати, тоже не курят.

    Так что вам (коммент 7) не надо быть как и все остальные с 8 этажей.

    ОтветитьУдалить
  8. Тоже иногда такие мысли охватывают. Но в то же время мне кажется есть и проблески позитива. Например Ваши статьи. Честно. Могу назвать еще пусть и немного людей, чье творчество доставляет удовольствие. А значит не все так уж и плохо?

    ОтветитьУдалить
  9. Тулеген, Вы просто озвучили мои мысли! Потрясающая статья! Почему я ее раньше не прочитала?!

    ОтветитьУдалить
  10. А меня подобные статьи вводят в сосотяние некой безысходности, и героизм сегодняшнего нашего человека сводится к соблюдению элементарных норм этикета...

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный, но ведь в глазах автора всегда светится "надежда на худшее"...

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимному от 20 мая (Но никто из оставшихся 8ми этажей этого не делает.)
    А если все станут прыгать со своих балконов, надо ли к ним присоединиться?

    ОтветитьУдалить
  13. Я не Анонимный от 20 мая, но считаю, что прыгать за компанию с соседом с первого этажа и уж тем более с восьмого, категорически не нужно! Вы не только сломаете себе шею, но и надломите свою жизненную позицию, уподобляясь стадному чувству.
    PS И один в поле воин, если он Тулеген Байтукенов:)

    ОтветитьУдалить
  14. Нас много воинов, черт возьми!
    Господи, я так люблю Казахстан, что стыдно даже говорить об этом.
    Потому что любовь к тому, кто осознанно валяется в лужах (окурках), вызывает внутренний диссонанс.
    А что поделать, если любовь зла?
    Перестать пиздить и начать действовать.
    Извините, но без пинка под зад или крепкого словца большинство ничего не начнет делать.
    Тулеген, респект тебе.

    ОтветитьУдалить