среда, 13 мая 2009 г.

Я обвиняю

Люди старшего поколения, с которыми я пересекаюсь по роду своей деятельности, часто говорят, что мои суждения излишне категоричны. Но, добавляют они, со временем это пройдет – издержки возраста.
Возможно. Я и сам все острее замечаю, что между черным и белым есть 256 оттенков серого.

Жаль лишь, что под шапкой «здесь не так все просто» у нас постоянно замусоливаются даже однозначные, как горсть земли, истины.
Поэтому название знаменитой статьи Эмиля Золя, вынесенное в заголовок этого поста, не случайно.
Мне не до политкорректности и не до упражнений в гибкости позиции, когда речь идет о Дастане Чиныбаеве.

Дастана называли надеждой казахстанского балета – говорили, что он похож на молодого Нуреева: тонок, прыгуч, пластичен. Молодой танцовщик, до 20 лет ставший солистом ГАТОБа, ошеломлял всех своим талантом, преданностью балету и работоспособностью. Он очень быстро сформировался как профессионал, и все в один голос говорили, что такие артисты рождаются раз в столетие. Международные конкурсы Дастан щелкал один за другим: 3 премия международного конкурса в Варне (из казахстанцев такую премию получал только Рамазан Бапов в 1974 году), 2 премия международного конкурса в Хельсинки, Диплом международного конкурса артистов балета “Ваганова-приз” в Санкт-Петербурге... Но сам Чиныбаев повторял, что ему ближе спектакли, а не конкурсные выступления – за несколько минут скомканного номера трудно раскрыть образ. А уж в больших постановках его талант раскрывался вовсю.
“Танцовщик с великолепной техникой классического танца, акдемизмом исполнения, филигранностью, яркой эмоциональной выразительностью, глубоким вживанием в образ, неподдельной искренностью и свежестью чувств..” - писали о нем в специализированных буклетах.
“На сцене он не кажется принцем, он и есть принц” - говорил бесменный педагог Дастана Эдуард Мальбеков.
“Сразу видно было, что это прирожденная звезда” - добавляла Лейла Альпиева.

Всякий раз после выступления из костюмированного рая роскошного театра Дастана попадал в обшарпанные стены семейного общежития. Он жил там с мамой. “Надежда казахстанкого балета”, “прирожденная звезда” стеснялся приводить друзей в свое жилище – настолько оно было убогим. Я не знаю, задумывался ли этот безумно талантливый парень, плакатами с изображенями которого были завешаны центральные улицы Алматы, о том, почему он живет в нищете, в то время как страна гордо именовала себя “казахстанским барсом”.
Он просто однажды сказал маме, что так жить дальше нельзя, и что его мама достойна лучшего. Дастан уехал в Германию по контракту, чтобы заработать себе на жилье.
Там он умер. Официально причина смерти не установлена. Но те, кто знал Дастана, уверены: он просто переработал.
Он хотел купить квартиру. Его ждала мама.

Сейчас мне кажется, что трагическая смерть Дастана была закономерной. Великолепный танцовщик, талант, безмерно преданный делу, просто не мог выжить в нашей среде. Ему не было места в этом государстве – такие люди здесь просто не нужны.
Как только Дастан умер, власти города тут же нашли квартиру для его мамы и место на Кенсайском кладбище для самого танцовщика. Лейла Альпиева за кусок земли на Кенсае даже поблагодарила акимат. И добавила: “Хоронить у нас научились. Помогать при жизни – нет”.

Я обвиняю власть в том, что она ничего не сделала для выдающегося танцовщика современного Казахстана Дастана Чиныбаева.

Я обвиняю телеканалы в том, что ни один из них не показал гражданскую панихиду по Дастану. Просто потому что в тот же день страна готовилась совершить очередной прыжок к лучшей жизни, и руководители страны делали радужные заявления.

Я обвиняю общество в том, что оно, получив такую пощечину, даже не подставило другую щеку – оно просто сделало вид, что не заметило удара. И так происходит постоянно.

Я обвиняю Министерство культуры в том, что оно не сделало даже попытки оправдаться, выпустив книгу памяти Дастана или сделав о не фильм.

Я обвиняю себя в том, что узнал о жизни Дастана только после его смерти...

Недавно один очень известный деятель культуры сказал по поводу трагической судьбы Дастана: “Ну и ладно, что поделаешь. Участь такая”.
Он имел ввиду Дастана.

Я говорю, что это про нас.

14 комментариев:

  1. и я узнал о нем после твоего текста. прав ты, такие люди нам (Казахстану) не нужны

    ОтветитьУдалить
  2. салам братец! скажи пжлауста зачем в "рэкетире" снимался? лавондос нужен был? не понятно зачем ты обсуждаешь это? ты сам чё сделал как представитель свободно пишущей братии ,в казалось бы свободной от чиновничей рецензии газете для этого самого Дастана? твои рассуждения я думаю не уместны ,по крайней мере на сегодняшний день... надеюсь тебя увидать в более интересном кино, чем "Рэкетир"!
    пачему у Гуки Омаровой не снимаешься? наверняк у тя потенциал оч огромный!!!!!!!!!!!! по лицу видать. ладно братец, не обижайся! а эти все разговоры про "духовную элиту в kz" .... не надо брат... есть говорят пастухи, а есть бараны ( или овцы, как пожелает твоё воображение). вот и по жизни также. я понимаю ,мне не понять позицию чела живущего в Ате ,т.к я далеко,но.... тем не менее тебе надо поднять вопросы кино и культуры на более новый и качественный уровень(?!). братец ,не поверишь! тока вчерась посмотрел "Баксы"(гранд пардон, kz не установлен на компе)и ты знаешь ,понял : вот оно ! так называемое казахстанское кино новой формации!!! плакал ,ёлки -палки!!!канечно скажешь об участии в проекте Бодрова-старшего и придвиденном успехе фильма( а он был ,я думаю). вот она! наша сущность! сущность казахов, когда чтоб помянуть хорошего чела ,надо пить водку! и когда отобрав что-то по жизни у более слабого, думать что теперь твоя жизнь состоялась! братец!!!!! оч тебя уважаю! за твои статьи с интересными людьми..... ща пишу тебе, а в наушниках играет KZ-тобы "sezim" и слёзы сами приходят....мона конечно бесконечно восхвалять до небес тот или иной прорыв в развитии культуры независимого kz ,но ..... клгда умирают дети от ВИЧ почти на твоих глазах, когда родной зять президента сидя в Вене начинает слать тревожный message на Родину, то хоч не хоч задумываешься зачем ВАЩЕ жить в kz? Тулеген! против тя ничё не имею, но пжлауста направь свою энергию на продвижение таких моментов как: нужно ли нам современное казахстанское кино или арт-искусство? извини если орфография хромает...просто накипело... надеюсь на тебя... если ты будешь знать ,что хоть + один чел разделяет с тобой твоё мнение...то ты почувствуешь себя нужным для представителей своего поколения.... не держи зла! с/у Нургалиев Максим

    ОтветитьУдалить
  3. у меня есть знакомый танцор балета. на его счету, насколько я знаю, тоже несколько международных премий.
    работает в России.
    видимо, вы правы. нам не нужны яркие люди.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Тулеген! Всё, что написал, может повторить любой честный человек в стране. Спасибо, что хватило смелости признать, что и сам оказался плохишом... Если бы также это признавали другие, может, мы сумели выбраться... Но вообще твой запись даёт надежду на то, что вырвемся и научимся беречь таких, как Дастан... А Дастан - это боль и обида...

    ОтветитьУдалить
  5. 2 замечаниа: Оттенков серого бесконечно много. Если ограничитса кодировкои из 8 бит то их 256, если черни и бели считат отделно то 254 оттенка серого.
    Казахстан не називает себиа Казакхстанским Барсом, но Азиатским Барсом. Ето цмешно звучит, как Волчии Волк вмест Степнои Волк

    Международних Конкурсов артистов балета так же как и чемпинатов мира по боевим искуствам проводитса столко чtо не сосчитат. Даже в Талдикуpгане могут провести таковие. Варна ето примерно как Талдикурган в европе, ну какои там конкурс. Кажди кто занимаетсa балетом достатпчно долго становитса лауретом каких нибуд конкурсов в Варне, Таганроге или Дубровнике

    А вобсче tvoi стати мне очен нравиатса.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный,
    Судя по всему, в балетных конкурсах вы разбираетесь даже хуже меня.
    Конкурс артистов балета в Варне входит в международную категорию "А", кроме того, это старейшее и самое авторитетное в мире мероприятие подобного рода.
    Учите азы.

    ОтветитьУдалить
  7. да уж! Смотрю тут комментаторы совсем хромают! правильно подчеркнул Тулеген с Азов нужно начинать!!! Я слышала про Дастана конечно очень печально,было Реально обидно за парня! и правильно делаете что отважились обвинить государство, их можно еще во многом обвинить! у нас много достойных талантливых спортсменов и танцоров но почему то мы о них не знаем не слышим!!! Правильно делаете что пишите про это пора уже будить!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Про Дастана, думаю многие узнали из вашей газеты, когда видишь что подобные случаи у нас часто происходят, то о каком культурном, политическом и экономическом росте может идти речь. Это очень прискорбно, когда власти не пытаются даже объяснить почему нет реального роста. Поэтому я с вами согласен.

    ОтветитьУдалить
  9. Правильно, что обвиняете! Так и надо - прямолинейно, но не без оснований. А то что все намеками да намеками...
    К сожалению, я не видела выступлений Дастана. Но судя по Вашим отзывам, это был талантливый человек, не путающий искусство с самодеятельностью. Видимо, сейчас уже таких нет. Помнится, в прошлом году ходила в ГАТОБ на "Юнону и Авось" - тихий ужас!!! Тихий - потому что постановщики внаглую включили запись Ленкома, причем работала только одна колонка, и нифига не было слышно... А про то, что творилось на сцене даже писать нечего! Один единственный артист действительно ВЫСТУПИЛ (не буду называть фамилии, хотя надо бы), а чем занимались остальные - непонятно, но явно не тем, чем нужно. По иронии судьбы, тот артист - удачно выступивший - играл роль Юродивого.
    Почему именно этот образ нам удается лучше всего?

    ОтветитьУдалить
  10. Интересное наблюдение. Возьму на заметку.

    ОтветитьУдалить
  11. ...или в заметку:)

    ОтветитьУдалить
  12. эх хорошо, написал...но мы живем в эпоху перемен, таким людям надо их время, или таких искр должно быть много тогда будет их огонь-пламя-время-век или побольше таких как ты....

    ОтветитьУдалить
  13. Кстати, вот ссылка на J'accuse Эмиля Золя: http://lib.babr.ru/index.php?book=4550
    Так, на всякий случай, для тех, кому это небезынтересно:)

    ОтветитьУдалить