четверг, 7 мая 2009 г.

Simply the best

Доведись кому-нибудь спросить у меня: «Кто твой любимый режиссер?», и я отвечу: «Абдулла Карсакабаев».
Ответ, который еще года два назад в устах любого кинематографиста или сочувствующего интеллигента показался бы мне самому лживым и напыщенным, как речи кандидата в депутаты от партии «Все всем и сразу!» во время предвыборной гонки.
Какой Карсакбаев, о чем вы? Ну Тарантино, Родригес, Чимино, Феллини, Кубрик, Джармуш, наконец, - это да. Кто такой Карсакбаев среди них, кто о нем знает, кому он нужен?
Никто не знает. Никому не нужен.

Так остро проявившаяся у нас тяга к собственной истории очень избирательна: мы помним то, что нам выгодно помнить, не вникая в суть предмета. Мы точно помним, что Абай – это наше все, но уже не помним ничего из этого всего. Наследие великого мыслителя толкуется однобоко, и хуже того – превратно, в результате чего от Абая, непонятого и непринятого эпохой, но ею убитого, остается только бантик «реформатор литературы».

То же и с Карсакбаевым. Формально ему регулярно воздают почести, показывают его фильмы, пишут о нем статьи (замечу, очень комплиментарные). Но при этом все самозабвенно говорят о зеленом, в то время как обсуждать надо теплое.
Догматичная декларативность регулярно появляющихся сентенций проста, как мычание коровы: Карсакбаев, дескать, велик, потому что велик. Точка.
Это очень удобная позиция: всякий раз после упоминания легендарных имен восхищенно закатывать глаза, одобрительно кивать головой и мармеладить что-то вроде «Ну Ходжиков-то гений, не поспоришь». Однако не спорят не потому, что оспаривать положение авторитетов глупо, а потому, что не знают, о чем. Никому не интересна ни гражданская позиция Карсакбаева и того же Ходжикова, ни особенности их творчества. Как ни странно, люди старшего поколения только поощряют такую модель поведения, требуя внимания, но не понимания.

Между тем, Карсакбаев – гениальный национальный режиссер, стоящий в мировом масштабе рядом с Рязановым, Тарковским, Куросавой, Уайлдером, Чимино...
Меня не перестает удивлять его широчайший творческий диапазон. Ему был подвластен любой жанр – от детской комедии до боевика, причем за что бы режиссер на брался, он все делал с блеском, не сдавая ни на йоту своих убждений, ни кинематографичности.

«Меня зовут Кожа» - формально детская комедия, таящая под собой огромный пласт вопросов социального устройства послевоенного Казахстана.

«Тревожное утро» - одна из сильнейших драм, которую я когда-либо видел. Это, если хотите, наш кинематографический «Тихий Дон». Банальная история о борьбе красного командира с басмачом, которых сняли вагон и маленькую тележку, у Карсакбаева превращается в трагедию народа, вынужденного выбирать между коммунистами и баями, в то время как народ хочет выбрать справедливость и покой. Классический васильевский вопрос «ну куда крестьянину податься?» «Тревожное утро» поднимает до нового уровня: выбор есть, но кто волен выбирать?
Не случайно фильм Карсакбаева, как и «Чистое небо» Чухрая положили на полку – для советской власти это было слишком.

«Погоня в степи». Яркий пример голливудского фильма, заштампованного донельзя, - но с как безупречно Карсакбаев отработал все штампы, насколько красиво положил вестерн на казахскую степь! Куча заимствований, но исполнены они с таким блеском, что современным казахским режиссерам остается только нервно теребить «Аррифлекс» в сторонке.

Карсакбаев в кино мог все.
Карсакбаев в жизни имел твердую позицию, которая совершенно не совпадала с генеральной линией.
Карсакбаев – вершина не только в казахстанском, но и в мировом кино.

Я далек от теории всемирного заговора, но когда подавлящее большинство студентов Академии искусств имени Жургенова не знает, что снимал Карсакбаев, поневоле задумаешься. Как человек, отучившийся четыре года в национальной академии на национального же режиссера, может пройти мимо такой величины?
Может быть, кому-то выгодна сегодняшняя декоративная слава наших легендарных кинематографистов? Пока молодежь снисходительно допускает, что Карсакбаев – велик, не вникая в суть вопроса, ничего не случится.
Когда она посмотрит «Тревожное утро», поймет его, и начнет задавать вопросы, утро действительно может стать тревожным.

Но это будет утро нового дня.

16 комментариев:

  1. Где можно достать вышеперечисленные ленты?

    ОтветитьУдалить
  2. Указанные фильмы вошли в "Золотую коллекцию казахского кино", выпущенную "Казахфильмом" года два назад. К сожалению, цена этой коллекции для меценатского проекта просто непотребная, но некоторые фильмы продаются в том же "Меломане" отдельными дисками.

    ОтветитьУдалить
  3. Картин "Тревожное утро", а также "Погоня в степи" в столичных меломановских магазинах нет.
    В "Меломанах" Астаны постоянно одинаковые объяснения: "Закончились" или "Пока нет". Вот "Меня зовут Кожа" полно...
    хотя, может мне просто не везло... Ну, или надо в Аты смотреть...
    Тулеген, а как впечатления от роли Олжаса в "Рэкетире"? Продолжения будут?

    ОтветитьУдалить
  4. Роль никакая, актер я никакой, поэтому впечатлений тоже никаких.
    Что касается фильмов, то я планирую залить их на казторку.
    Кстати, там же, на казторке, уже есть "Лютый" Толомуша Океева, снятый на "Казахфильме". Это очень сильная лента, которую, на мой взгляд, должен посмотреть каждый. Камбар Валиев в роли Курмаша - великолепен.
    Еще посмотрите (или пересмотрите) "Кыз Жибек". При всей своей опереточности, это страшный фильм. Не по виду, а по духу.

    ОтветитьУдалить
  5. Что такое казторка? (уж не обесудьте за незнание...)
    "Лютый" смотрел, но некоторые моменты подзабыл. Согласен, сильный фильм. И "Кыз Жибек".
    Мне еще нравится "Султан Бейбарс", хотя местами растянут. Но вот мелодии в фильме... за душу берут.

    ОтветитьУдалить
  6. Казторка (www.kaztorka.kz) - это торрент-трекер, на который пользователи выставляют свои файлы, делая их доступными другим пользователям. Для мегалайнеров траффик бесплатный.

    ОтветитьУдалить
  7. Тулеген,
    а что скажете о фильме Рустема Абдрашова "Подарок Сталину"?
    Лично мне понравился Касым-ага в исполнении Нуржумана Ихтымбаева.
    Кстати, "Тревожное утро" нашел.

    ОтветитьУдалить
  8. Классно, что нашли!
    По поводу "Подарка Сталину" - да, Нуржуман Ихтымбаев, как и другие актеры старой школы - Кожабеков, Жантурин, Айманов, Ашимов - замечательный актер. Сейчас, к сожалению, таких нет.
    Сам фильм мне тоже понравился, с той оговоркой, что раньше так называемые "народные" фильмы снимали, изначально предполагая более глубокий подтекст. В этом отношении работа Абдрашева - линейное полотно.

    ОтветитьУдалить
  9. Спорить не буду, я не знаток. Любитель.
    Мои личные наблюдения - мои знакомые, которые смотрели "Подарок Сталину", все говорили, что фильм понравился. Объяснить, чем он их взял, не могут. Но то, что фильм многим запомнился, это уже хорошо.

    Очень ждал фильм "Прощай, Гульсары!", интересно было, как режиссер воплотил произведение Айтматова. В принципе, хорошо. Только одно обстоятельство немного смутило: часто, когда главный герой скачет на Гульсары, звучит мелодия, знакомая по голливудскому фильму "Александр", главного героя, Александра Македонского, играет Колин Фарелл.
    В эпизоде, когда его будущая супруга Роксана танцует для Александра, звучит точно такая же мелодия.
    Но это, не главное, конечно...

    Еще хочу найти фильм на произведение Чингиза Айтматова "Первый учитель"... Конечно, активно не ищу...
    Кстати, с казторки скачивать теперь могут только зарегистрированные пользователи. Новых не регистрируют...:(

    ОтветитьУдалить
  10. На казторке приглашение нужно от постояльца. Если надо, могу сделать :-) Надо только разобраться, как.
    "Подарок Сталина" понравился потому, что это профессионально снятое (красивая картинка), нормально ориентированное (герои не инвалиды, не дебилы, не наркоманы и не алкоголики), драматургически взвешенное (мальчик и дедушка -вечный сюжет) и близкое народу по духу (тема до сих пор актуальна) кино. На этом фоне штампы становятся незаметными глазу.
    "Прощай, Гульсары!", на мой взгляд, картина более сильная, но моим родственникам, к примеру, она не очень понравилась. А "Подарок Сталину" понравился.
    То есть фильм Абдрашева вызывает сопереживание у зрителей, несмотря на некоторые недочеты - и это самое главное.

    ОтветитьУдалить
  11. спасибо, но от казторки воздержусь. Я больше люблю смотреть фильмы по домашнему кинотеатру... мне проще диск под рукой иметь.

    ОтветитьУдалить
  12. Тулеген, можно ли с вами списаться по аське?
    мне очень нравится ваше творчество

    ОтветитьУдалить
  13. Слушайте, я даже завидую Вашему неподдельному интересу к казахстанскому кино!

    ОтветитьУдалить
  14. - Даааа, Карсакбаев - это голова.... Я бы палец ему в рот не положил бы...
    - А Байтукенов? Байтукенов - тоже голова... Ему бы я тоже палец в рот не положил бы...

    ОтветитьУдалить