среда, 7 октября 2009 г.

Последний герой

Реинкарнация «Иглы» Рашидом НУГМАНОВЫМ в первую очередь попыта вернуть то время, когда в почете были настоящие герои.
Самое время поговорить о героях настоящего.

Искусство, как известно, - зеркало жизни. Киноискусство – зеркало вдвойне.
Кого мы хотим видеть в отражении? Мускулистого интеллектуала с безупречной улыбкой. Но мы видим то, что видим, потому что зеркало показывает то, что есть. Как его ни крути, и какую подсветку не ставь.
Нугманов вытаскивает Моро из сундука, потому что сейчас у него нет конкурентов. Герой Цоя был последним Прометеем нашей жизни: он хотел дать всем прикурить, пусть даже ценой собственной жизни. Моро не случайно не вынимал сигарету изо рта: он нес людям огонь, он хотел перемен и не собирался гнуться под чей-то приказ. И он был реальным героем своего времени.
Сейчас герои другие. Хотите примеры? Их есть у меня.

Фильм «Весогонщик», режиссер Эмир БАЙГАЗИН. Толстый парень занимается борьбой, но в силу своей комплекции не входит ни в одну весовую и пролетает мимо соревнований. Чтобы сбросить вес, угодить тренеру и попасть в команду, малый начинает жутко себя истязать. Не ест, не спит, бегает в полиэтилене, и даже однажды чуть не умирает по причине истощения организма. Критики были в восторге от ленты. А как же! Молодой режиссер показал стойкий мужской характер, борьбу с жизнью, догмат цели над обстоятельствами! Наконец у молодежи появился ориентир!

То, что у героя главная цель – стать, как все, никого не тронуло. Потому что сама философия героизма у нас вдруг встала с ног на голову. Прежде герой стремился вырваться из общества, поднять свою голову над серостью будней, обломать авторитеты, или в крайнем случае обломаться самому. А сейчас герой – это тот, кто попал в команду. И не высовывается. Потому что есть главный тренер, и ему виднее, с кем бороться и во сколько. Попал к нему в милость – герой. Может быть, даже Халык Кахарманы.

Квинтэссенция новой концепции героизма – фильм «Ойпырмай, или дорогие мои дети!» Жанны ИСАБАЕВОЙ. Мама хочет женить сына-оболтуса и попеременно объезжает всех живущих отдельно детей, чтобы собрать с них деньги на свадьбу. Почему безденежный отрок не женится втихаря, без затрат и хлопот? А он чем хуже остальных? Он не хочет, чтобы в него тыкали пальцем. Он жаждет быть, как все. И, преодолевая немыслимые препятствия, он становится одним из миллиона. Герой!

«Тюльпан» Сергея ДВОРЦЕВОГО. Бесспорно, очень профессиональная картина с отлично прописанными характерами. В отличии от многих других. Но в том то и прелесть зеркала, что в нем ничего, кроме своего отражения, не увидишь – хоть из Швейцарии закажи, хоть купи на заводе в провинции Гуаньчжоу.
Вот и в «Тюльпане» два ключевых героя постоянно что-то делают, страдают, развиваются. Чтобы – вы догадались – стать, как все. Один в городе, другой на селе.
Когда-то фраза «А ты чего не такой, как все?» для героя была похвалой, сейчас это оскорбление. Лица необщье выражение раньше выпячивали, теперь прячут от греха подальше. Главное, чтобы в русло войти и никому не мешать. У героя не должно быть геморроя – вот девиз современного времени.

Шаманка в «Баксы» Гуки ОМАРОВОЙ сопротивлялась, но приспособилась. Заключенный, а потому избранный из «113» Талгата БЕКТУРСУНОВА обретает хэппи-энд в виде долгожданной свободы, но это всего лишь свобода добровольно стать пайщиком АО «91 процент».

Правда, кое-кто сопротивляться пытается. Например, Кубыч из «Бахытжамал» Адильхана ЕРЖАНОВА. Он сбегает из психиатрической больницы, чтобы встретиться с девушкой, которая обещала ждать его в субботу. Кубыч ждет. Потому что верит. Хотя по всем общепринятым нормам делать этого не стоит: здесь еще верят обещаниям, но ждать их исполнения уже давно как-то не принято. Потому и псих Кубыч, что ждет. Однако противопоставляя себя в этом обществу, он ничего не делает. Не ищет, не требует, и не заставляет дать ответ. Безумство слабых – вот правда жизни, безумству слабых поем мы песню…

Кстати, сам Ержанов считает, что в отличие от европейской традиции богоборства, азиатская подразумевает жертвенность и почитание. Против бога тут не ходят, и разбрасывающийся собственной печенью Прометей может стать героем разве что анекдота. Это так, только что мы видим в тех же китайских фильмах? Если герой не формате – а это всегда так должно быть – он умирает во имя общества. Против он был него или за, неважно. Поскольку ему нет места, он считает своим долгом умереть.

А если места не хватает нам, мы готовы и постоять. Пока не предложат посидеть где-нибудь в другом месте. В фильме «Вор» Серика ИБРАИМА герой не в контексте. Удивительность его ситуации не в том, что он вор, а в том, что воруя, он никак не может приспособиться к обществу. Одним словом, немного фантастический сюжет. Отчаянно пытаясь не слямзить чего-нибудь, и пожить с обитателями жилища, герой тащит-таки из приютившего его дома все, что может унести.
Герой, понятно дело, совсем не пример для подражания. Но он хорош уже тем, что не подстраивается под правила, а сочиняет свои. И ему нет места в общем спокойном доме.

3 комментария:

  1. только сегодня решил стать как все. выделяюсь среди своих окружающих стремлением к справедливости во всем. когда сталкиваешься с изменой друзей, тихим посмеиванием удобно устроившихся в жизни - опускаются руки. в последний момент Бог всегда протягивает руку - сейчас Вашей статьей. Вы выделяетесь своим мировозрением. не пригибайтесь, чтобы стать как все, пусть большинство тянется до вашего уровня. в фильме "пролетая над гнездом кукушки" как радовалась душа, когда после смерти главного героя, индеец разбивает решетку в психиатрической больнице и уходит на свободу. а остальные потрясенно стоят возле разбитой решетки, не осмеливаясь переступить ее. или когда главный герой из фильма "побег из тьюрмы шоушенг" после стольких лет обретает свободу ни на день не прекращая рыть свой проход. спасибо за статью. сегодня разочаровался в людях и сегодня опять поверил

    ОтветитьУдалить
  2. Тулеген, по-моему, Вы Эмо:) Только Вы не обижайтесь и не оскорбляйтесь - я в хорошем смысле:)

    ОтветитьУдалить
  3. Почему я не могу оставить комменты в газете, на сайте время?

    ОтветитьУдалить