четверг, 4 июня 2009 г.

Да нет, наверное...

О казахстанском поэте, которого вы уже не читаете, и об отечественном фильме, который вы вряд ли когда увидите. 

Я не знаком лично с Олжасом Омаровичем Сулейменовым. Вполне возможно, что он вообще не догадывается о моем существовании. Это, однако, не помешало мне посмотреть фильм «Махамбет», для которого Сулейменов написал сценарий и на котором был худруком. 
Из этого фильма я многое вынес для себя и сделал кое-какие выводы относительно самого Сулейменова. Но писать о своих впечатлениях я буду под грифом «наверное».
Я ведь не знаком лично с Олжасом Омаровичем.

Наверное, тема Махамбета давно волновала Сулейменова. Еще в юности он начал изучать наследие поэта-бунтаря, и кропотливо отражал его творчество в творчестве своем. Чем заинтересовала известного поэта эта историческая фигура?
Наверное, своей трагической судьбой. Махамбет был очень приближен к хану Жангиру и слыл едва ли не его лучшим другом. Утверждают, что Жангир даже сына своего отдавал поэту на воспитание.
Но когда правитель начал продавать кочевые земли богачам, пуская тем самым бедных скотоводцев по миру, между ханом и поэтом начались разногласия. Сказать, что Жангир был однозначно не прав, нельзя, поскольку на вырученные от продажи земель деньги он строил школы (кстати, первые светские в Букеевской орде), пытался привить кочевникам любовь к оседлости и так далее. Короче говоря, c широким разрезом души был человек, европейской формации. 
Народ, однако, в домах селиться не хотел, и земли огороженные обходить не мог. Конфликт назрел очень быстро: против Жангира поднялось восстание во главе с Исатаем Таймановым, к которому присоединился и Махамбет. 
Жангира жалеть Махамбет не стал:

“Ты не хан, а разоритель, 
 Свистящая гадюка! 
Ты не хан, а хамелеон 
Двухвостый ты скорпион…”

Не пожалел и Жангир Махамбета: поэта убили.
Хотя, наверное, все могло быть по-другому. 

Наверное, Сулейменова как главного поэта целой эпохи, интересовала в первую очередь гражданская позиция Махамбета - позиция человека, очень приближенного к власти, и вынужденного выбирать впоследствии между чаяниями народа и желаниями хана. Мог ли Махамбет компилировать, пытаясь одновременно выглядеть защитником народа и прогибаться по команде под власть? Наверное. 
Наверное, он мог стать придворным акыном, славящим хана великой степи. Наверное, написал бы гораздо больше, чем написал. 
Но для поэтов в том революционном толковании слова, которое еще дожило до шестидесятников, а потом скончалось, для поэтов-трибунов, для поэтов-с-трещиной-в-сердце, слова «наверное» не существовало. Нельзя было тогда быть наверное другом или может быть врагом. Или да, или нет. 
Махамбет сказал «нет». 
А кое-кто сказал «да».

Наверное, Олжаса Омаровича очень волновала эта тема – он ведь и сам оттуда, из 60-х. Он часто задумывался о роли поэта в современном обществе, о его взаимоотношениях с вертикалью власти и соприкосновении с народом… Наверное. 
Все это есть в фильме: страсть поэта,  метания интеллигента между прогрессом и традициями, констатация измельчания человеческой натуры, богатство и любовь.
И главное – выбор поэта между сытой жизнью придворного акына и заведомо обреченной участью народного защитника. Выбор, актуальный и 200 лет назад,  и сейчас.
С кинематографической точки зрения «Махамбет» ничего выдающегося из себя не представляет. Если есть метафоры, то лобовые; слова говорят больше, чем изображение; герои драматургически не проработаны. 
Но «Махамбет» - это, собственно, и не кино. Это лебединая песня действительно великого поэта, который, наверное, оказался в тяжелом положении: нельзя сказать, но стыдно и промолчать. 
И он сказал. Поэтому, наверное, фильм показали на Форуме деятелей культуры – Олжасу Сулейменову было важно зафиксировать свое слово перед интеллигенцией страны. 
Официально этот показ назвали предварительным. Дескать, по пожеланиям отдельных зрителей мы переделаем фильм. Что теперь попадет на широкий экран, и попадет ли вообще – большой вопрос. 
И даже если «Махамбет» все-таки выйдет в кинотетрах, это будет уже другой фильм.
Наверняка. 

23 комментария:

  1. "Я был я, и я был сам собою" - так характеризовал сам поэт свое предназначение в этом мире

    ОтветитьУдалить
  2. Махамбет и Исатай Тайманов - мои предки... Это так, к слову.

    ох, как я жду этой картины... Еще в студенчестве (это в начале 2000х) анонсировалась... Кажется, в первоначальном варианте лента шла под рабочим названием "Меч Махамбета"

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный,
    Это едва ли не самое лучшее определение жизни, которое я когда либо слышал :-)

    ОтветитьУдалить
  4. "Но людям я не лгал, хотя и мог"

    ОтветитьУдалить
  5. олжас хотел сделать себя как аналогию махамбету,но в реале все получилось по другому.НАН(т.е.Жангир) победил снова,только в этот раз без физических жертв,хотя морально Олжас давно умер.

    ОтветитьУдалить
  6. Олжас ваще не причем. изначально сценарий писал не он. за него все писалось, а он просто переписал. приехал с "монмартра" и выкатил все за свое. срубил бабла и назад укатил. О великий !

    ОтветитьУдалить
  7. Аффтар пышы ысчо. Поставил ссылу на ваш блог в своем блоге

    ОтветитьУдалить
  8. Принц Замунды2 июля 2009 г. в 02:47

    там была большая чехарда с режиссерами, сценарий переделывался бессчетное количество раз... Наконец режиссером назнчили С. Таукелова, он и сценарий привел в более-менее божеский вид и фильм снял... Не шедевр, конечно, но - хоть что-то... О. Сулейменов появлялся очень редко, зато всей киногруппе изрядно попила кровушки его дочь - типа, продюсер (в кино, надо сказать честно, абсолютно ничего не рубящая)... Денег там, конечно срубили... Кроме Сулейменовых небезызвестный Мустафин наварился также... Сейчас хотят снимать приквел... Жалко - столько денег в трубу...

    ОтветитьУдалить
  9. А я не верю в казахстанское кино. Мне даже кажется, что его никогда и не было. Существуют только фестивальные фильмы, которые больше одного раза и не посмотришь. Кино должно быть для людей, а не для кинокритиков.

    ОтветитьУдалить
  10. Существование Бога тоже научно не доказано. И ничего, люди верят...

    ОтветитьУдалить
  11. Это Вы по поводу моего неверия? Да, как говорил Вольтер: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Вот и с казахстанским кино намечается та же тенденция...

    ОтветитьУдалить
  12. Знаете, после Вашей статьи "Для тех, кто не в курсе" как-то начинаешь верить в существование современного казахстанского кино... В этом какая-то ирония, не правда ли?

    ОтветитьУдалить
  13. Неправда. Все очень серьезно, и в этом главная жуть.

    ОтветитьУдалить
  14. К сожалению, Вы правы.

    Знаете, только у меня к Вам другой вопрос: Вы никогда не брали интервью у фотографа по имени Andrea Duncan?

    ОтветитьУдалить
  15. Ну насколько я понимаю, она в Англии живет и работает, и никакого отношения к нашей стране не имеет. Вот, в общем, и ответ.

    ОтветитьУдалить
  16. Просто она очень интересный человек, и работы у нее оригинальные. Я просто подумала, что Вы как журналист, возможно, бывали зарубежом и открывали для себя что-то новое за пределами нашей Родины:)
    PS Мне кажется, если Вы все-таки с ней как-нибудь встретитесь, у Вас получится очень интересное интервью:)

    Кстати, спасибо за ответ!

    ОтветитьУдалить
  17. Бывал, открывал. Но за то, что творится в мире, если это напрямую не касается Казахстана, у нас отвечает международный отдел. Что правильно.

    ОтветитьУдалить
  18. Что верно, то верно. Но имя то ее Вы все-таки проgooglили:)

    ОтветитьУдалить
  19. если не можешь писать картины - помогай художникам и т.п. Так же и Олжас - не смог стать Махамбетом, так хоть фильм о нем снял. Лично я после наблюдения за Олжасом Сулейменовым, Муратом Ауэзовым поставил крест на казахской интеллигенции. (только Бельгер говорит свои мысли). Наверное новое поколение выбирает "пепси"... и джакузи

    ОтветитьУдалить
  20. "Пока он писал о России,
    не мысля потрафить себе,
    его два крыла возносили -
    два праведных знака в судьбе.

    Когда же он стал "патриотом"
    и вдруг загордился собой,
    он думал, что слился с народом,
    а вышло: смешался с толпой".

    Оказывается, устами Окуджавы можно произнести страшную правду...

    ОтветитьУдалить
  21. Тулеген, почему в Ваших глазах всегда светится "надежда на худшее"?

    ОтветитьУдалить
  22. ))) Я не знаю. Жаль, конечно, если только этим мои глаза светятся. Надо будет подумать об этом. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо автору... Тулеген, вы мое открытие

    ОтветитьУдалить